Наука и техника Казахстана
search Найти
РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УБОРКИ ВОДОЕМОВ
Аннотация
В статье отражены проблемы, связанные с загрязнением водных ресурсов Республики Казахстан твердыми бытовыми отходами. Преимущественно пластиком. Автором ведется научно-исследовательская работа в рамках государственного финансирования по программе «Тәуелсіздік ұрпақтары». Реализация проекта осуществляется на территории НАО «Торайгыров университет». Работа предполагает разработку устройства по уборке мусора с водоемов на базе понтонного судна с электроприводом и солнечными панелями. Использование судна с электроприводом позволит повысить эффективность уборки береговых зон водоемов, а также их чистоту. Целью работы является разработка и изготовление опытного образца понтонного судна с оборудованием для очистки водоемов от мусора и водорослей, с электродвигателем и солнечными панелями питания, имеющего доступ к водоемам, находящимся в природоохранных зонах, с последующей коммерциализацией. Допуск к водоемам природоохранных зон имеет конкурентное преимущество, так как применение энергетических установок на традиционных топливах на данных территориях запрещено. Солнечные панели питания позволяют использовать комплекс непрерывно без подзарядки от сети. Приведен анализ аналогов разрабатываемого судна, представлены компоновочные схемы, описаны особенности конструкции, представлены статистические данные о количестве твердых бытовых отходов.
Автор
Р. Ю. Зарипов
DOI
https://doi.org/10.48081/FKBH7323
Ключевые слова
понтон
судно
электродвигатель
солнечные панели
конвейер
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
Р. Ю. Зарипов РАЗРАБОТКА МОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УБОРКИ ВОДОЕМОВ // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - С. 311 – 323. https://doi.org/10.48081/FKBH7323
Скопировано!
ПАРАМЕТРЫ ПЛАЗМЕННОГО УПРОЧНЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС
Аннотация
В статье проанализированы действующие входные и выходные параметры поверхностного плазменного упрочнения железнодорожных колес. Поверхностная плазменная закалка рассматривается как сложный технологический процесс, в котором все внутренние и внешние параметры взаимосвязаны и выбор значений регулируемых параметров должен производиться с учетом этих взаимосвязанных и взаимообусловленных связей. Рассмотрена структурная схема технологии поверхностного плазменного упрочнения производства цельнокатаных железнодорожных колес, что является основой для создания интегрированного технологического участка в действующем производственном процессе. Важными параметрами процесса поверхностного плазменного упрочнения являются максимальная температура нагрева поверхностного слоя и скорость охлаждения поверхностного слоя. железнодорожного колеса относятся сила тока и напряжение, марка и расход плазмообразующего газа, угол заточки электрода, диаметр керамического сопла, расстояние между срезом сопла и поверхностью обрабатываемого материала, скорости вращения колесной пары, марка стали и ее физико-механические свойства. Эти параметры являются переменными, поэтому их можно варьировать при разработке технологии плазменного упрочнения. В качестве выходных параметров процесса поверхностной плазменной закалки, применительно к железнодорожным колесам) используются: твердость упрочненного слоя; трещиностойкость; глубина закаленной зоны; ширина закаленной зоны; остаточные напряжения в упрочненном слое, качество упрочненной поверхности и ее шероховатость.
Автор
А.Т. Канаев
А.В. Богомолов
Б.У. Байкожаева
А.Е.Молдахметова
DOI
https://doi.org/10.48081/EBIP6992
Ключевые слова
плазменное упрочнение
параметры
износ
трещиностойкость
твердость
остаточные напряжения
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
А.Т. Канаев, А.В. Богомолов, Б.У. Байкожаева, А.Е.Молдахметова ПАРАМЕТРЫ ПЛАЗМЕННОГО УПРОЧНЕНИЯ ЦЕЛЬНОКАТАНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - С. 127 – 137. https://doi.org/10.48081/EBIP6992
Скопировано!
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ СТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследования зависимости изменения магнитных свойств стали 25ХМФА от степени напряженно-деформированного состояния изделий. Данное явление влияния позволяет неразрушающим способом выявить степень нагружения стальных изделий посредством определения магнитных характеристик, таких как коэрцитивная сила и остаточная магнитная индукция. Данные параметры являются основными показателями напряженности и намагниченности петли гистерезиса для стальных изделий. Изменение магнитных характеристик при пластическом деформировании обусловлено образованием фазы мартенсита. Воздействие деформации вызывает образование фазы мартенсита вследствие распада аустенита, что приводит к существенным изменениям физических свойств материала. Контроль напряженно-деформированного состояния стали на основании измерения коэрцитивной силы и остаточной магнитной индукции в контролируемой стали имеет высокий потенциал для развития и применения. Полученные данные доказывают, что коэрцитивная сила и остаточная магнитная индукция являются достоверным информативным параметром для проведения магнитного неразрушающего контроля.
Автор
А.Н, Жакупов
DOI
https://doi.org/10.48081/DLRF5238
Ключевые слова
неразрушающий контроль
коэрцитивная сила
остаточная магнитная индукция
напряженность
25ХМФА
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
А.Н, Жакупов ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ СТАЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - Р. 263 – 269. https://doi.org/10.48081/DLRF5238
Скопировано!
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛИТЬЯ ПОЛЫХ ЗАГОТОВОК
Аннотация
В работе представлены результаты моделирования процесса литья с оценкой полученной макроструктуры и геометрии полых и сплошных заготовок. Цель работы – разработка рекомендаций по совершенствованию существующей технологии непрерывной разливки трубной заготовки и конструкции для ее осуществления, применяемой на трубопрокатном заводе ТОО «KSP Steel». Основным решением является осуществление двустороннего охлаждения полой заготовки в зоне вторичного охлаждения на машине непрерывной разливки заготовок. Обосновано оптимальное соотношение расхода охладителя на внутреннюю и наружную поверхности заготовки. Результатом предлагаемых решений является улучшение качества макроструктуры и геометрии заготовки. При анализе макроструктуры заготовки выявлено уменьшение дефектов более чем в два раза. Исследование поперечного сечения заготовки показало снижение отклонения минимальной толщины стенки от максимальной с 6,1 до 1,8 мм. Равномерность механических свойств по показаниям твердости повышена с ±10,5 до ±3 НВ.
Автор
А.Т. Жакупова
DOI
https://doi.org/10.48081/ULEX7789
Ключевые слова
полая заготовка
непрерывная разливка
макроструктура
кристаллизатор
дорн
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
А.Т. Жакупова УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛИТЬЯ ПОЛЫХ ЗАГОТОВОК // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - Р. 270 – 276. https://doi.org/10.48081/ULEX7789
Скопировано!
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФРЕЗЕРНОГО РАБОЧЕГО ОРГАНА КОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
Аннотация
В данной статье предложен анализ предыдущих исследований в области разработки фрезерных режущих устройств для резания отработанного асфальта. Рассмотрены кинематические параметры рабочего органа навесного оборудования, физико-механические свойства асфальта, конструктивные параметры рабочего органа. На основании математической модели, составленной на базе системы уравнений, описывающих движение навесного рабочего органа, разработаны его оптимальные параметры. Математическое моделирование фрезерного рабочего органа ковшовых экскаваторов является важным инструментом для оптимизации и улучшения процесса экскавации. Моделирование позволяет учесть различные параметры, такие как размер ковша, скорость вращения, глубина резания, угол атаки и другие факторы, которые влияют на производительность и качество работы рабочего органа. С помощью математических моделей можно оптимизировать форму и конструкцию фрезерного рабочего органа, чтобы повысить его эффективность и снизить износ. Моделирование также позволяет проводить анализ напряжений и деформаций в рабочем органе, что позволяет улучшить его прочность и долговечность. Одной из основных задач математического моделирования фрезерного рабочего органа является оптимизация процесса резания, чтобы достичь максимальной производительности при минимальном расходе энергии и износе оборудования. Моделирование также позволяет учесть различные типы грунтов и условия эксплуатации, чтобы выбрать оптимальные параметры для конкретной задачи.
Автор
А.Т. Турдалиев
Б.Т. Сазамбаева
Р.С. Устемирова
А.П.Карпов
DOI
https://doi.org/10.48081/PKOJ7473
Ключевые слова
дорожная одежда
экскаватор
навесное оборудование
нагрузки
уравнение движения
усилие резания
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
А.Т. Турдалиев, Б.Т. Сазамбаева, Р.С. Устемирова, А.П.Карпов МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФРЕЗЕРНОГО РАБОЧЕГО ОРГАНА КОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - С. 349 – 361. https://doi.org/10.48081/PKOJ7473
Скопировано!
РАСЧЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПОР МЕХАНИЗИРОВАННОЙ КРЕПИ С ШЕРОХОВАТОЙ КРОВЛЕЙ
Аннотация
Секция крепи – программно-управляемый робот. Его нагружен-ность – идентификационный критерий для маневрирования машины и обеспечения устойчивости забоя. Нагруженность как распределение давлений по поверхности его опор и шарниров рычагов, создает напряженно-деформированное состояние системы. Её параметры определяются видом сдвижения кровли. Исследованы особенности расчета давлений на опоры робота в зависимости от расположения шероховатостей от обработки забоя комбайном и распределенных по нормальному закону. Величины давлений зависят от параметров опор и расстояния до забоя. Учтено повышение взаимодействия торцевые частей с шероховатостями кровли, вызывающих их износ и затупление. Предложены новые элементы к системе расчета нагру-зок с применением технологии динамического программирования MS Adams. Показано: трехзональная схема опорных элементов для объемного взаимодействия может вырождаться в двухзональную. Моделирование связей опор и с породами шарнирами Translational joint, Culindrical joint, Parallel joint позволило учесть реальное взаимодействие с шероховатой кровлей в отличии от схем со сплошным контактом. Разработанная методика позволяет учесть и момент, когда опора робота входит в зону свежего обнажения, а пе-рекрытие нагружено уже отделившимся и смещающимся блоком кровли.
Автор
К.М. Бейсембаев
Г.Б. Абдугалиева
Н.С. Малыбаев
Д.Е. Оразбеков
Ж.Т. Акижанова
DOI
https://doi.org/10.48081/VFEY9313
Ключевые слова
уравнения
динамика
нагруженность
опора
робот
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
К.М. Бейсембаев , Г.Б. Абдугалиева, Н.С. Малыбаев, Д.Е. Оразбеков, Ж.Т. Акижанова РАСЧЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПОР МЕХАНИЗИРОВАННОЙ КРЕПИ С ШЕРОХОВАТОЙ КРОВЛЕЙ // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - С. 34 – 46. https://doi.org/10.48081/VFEY9313
Скопировано!
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ АВТОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В производственной деятельности транспортных предприятий важное место занимают вопросы оптимизации их экономических и трудовых затрат, которые зависят от социально-экономической ситуации, комплекса объективных причин прозводственного характера, наличия соответствующей материально-технической баз, их эффективного использования и качественного менеджмента предприятий. В данной работе приведены особенности формирования программы работы (портфолио заказов) станций технического обслуживания автомобилей (СТОА) в современных условиях и акцентировано внимание на обеспечении их стабильности. Основным методом при написании работы являются методы математического моделирования, математического и статистического анализа и другие. В работе производственная программа СТОА представлена как сумма отказов и неисправностей, поступающих на предприятие в случайном порядке. Результаты экспериментальных исследований обработаны на основе положений теории вероятностей и математической статистики, получены математические модели годовой программы и веротностей её распределения в заданном временном интервале. Рекомендованы мероприятия по оптимизации производственной программы с обеспечением равномерной загрузки структур СТОА. Также существуют теоретические методики, основанные на определенных результатах. В данном исследовании приведена экспериментально-теоретических исследований в области проектирования автотранспортных учреждений и обоснован метод расчет годовой программы на основе группировки количества автотранспорта, поступающего на предприятие.
Автор
А.Ж. Мурзагалиев
А.К. Каукаров
М.К. Куанышев
Н.С. Сауханов
Б.У. Жаманбаев
DOI
https://doi.org/10.48081/VBOL2491
Ключевые слова
автомобилизация
автотранспортные средства
станция технического обслуживания
закон Пуассона
случайные процессы
уравнения регрессии
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
А.Ж. Мурзагалиев, А.К. Каукаров, М.К. Куанышев, Н.С. Сауханов, Б.У. Жаманбаев МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ АВТОСЕРВИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - 334 – 348 Б. https://doi.org/10.48081/VBOL2491
Скопировано!
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ И РАДИОПРОЗРАЧНОСТИ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОРПУСНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БПЛА
Аннотация
В последние годы беспилотные летательные аппараты (БПЛА) приобрели широкую популярность благодаря своим уникальным возможностям и разнообразным применениям в различных сферах, включая экономику, оборону и научные исследования. Однако их функциональность ограничена рядом факторов, таких как автономность полета и связь с наземной станцией. Одним из ключевых решений для улучшения этих аспектов является использование радиопрозрачных материалов в конструкциях БПЛА. Полимерные композиты с низкими диэлектрическими характеристиками и высокой радиопрозрачностью играют ключевую роль в современных телекоммуникационных технологиях, обеспечивая высокую скорость передачи сигналов и высокую степень интеграции устройств. Однако создание таких диэлектрических полимерных композитов с необходимыми характеристиками представляет собой сложную задачу, требующую глубокого анализа и экспериментов. В данной работе представлены сравнительные результаты исследования диэлектрических потерь и радиопрозрачности различных композитных материалов, таких как арамидно-эпоксидный композит, стеклопластик, углепластик и сверхвысокомолекулярный полиэтилен высокой плотности. В данной работе эксперименты показали, что процент пропускания для этих материалов варьируется: углепластик (УП) имеет всего 2,45%, тогда как арамидно-эпоксидный композит (АЭК) демонстрирует 79,43%, сверхвысокомолекулярный полиэтилен (СВМПЭ) показывает 80,16%, а стеклопластик (СП) — 78,88%. Угол тангенса диэлектрических потерь у УП значительно выше, чем у других композитов, что указывает на его низкую эффективность. В то же время СВМПЭ проявляет наименьшие значения угла тангенса, а АЭК и стеклопластик обладают стабильной и низкой диэлектрической потерей, что делает их перспективными для применения в высокочастотных устройствах и системах связи.
Автор
Ермаханова Азира Муратовна
Мейрбеков Мохаммед Нургазыулы
Байсериков Бердияр Мейиржанулы
Богуспаев Нурлан Болаткаримович
DOI
https://doi.org/10.48081/YAMS7377
Ключевые слова
полимерный композитный материал
диэлектрическая потеря
радиопрозрачность
частота
угол тангенса
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
Ермаханова Азира Муратовна, Мейрбеков Мохаммед Нургазыулы, Байсериков Бердияр Мейиржанулы, Богуспаев Нурлан Болаткаримович ИССЛЕДОВАНИЕ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ И РАДИОПРОЗРАЧНОСТИ КОМПОЗИТНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОРПУСНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БПЛА // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - 78 – 93 Б. https://doi.org/10.48081/YAMS7377
Скопировано!
РАЗРАБОТКА ПОЛИМЕРНЫХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОРРОЗИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ
Аннотация
В данной работе были получены сополимеры, отработана методика их синтеза. Были выбраны различные наполнители для получения полимерного покрытия – микросилика и диоксид титана. Разработана новая рецептура защитного полимерного покрытия на основе сополимеров, обладающих коррозионными свойствами. Приводится возможность использования этих полимерных покрытий в целях защиты от воздействия агрессивных сред неметаллических поверхностей различных изделий. Были определены физико-химические свойства неметаллических образцов (бетонов) с защитным полимерным покрытием, свежеприготовленные и выдержанные в течение трех месяцев, а именно водопоглощение и предел прочности на сжатие. Так, у образцов с полимерным покрытием после трехмесячной выдержки выше предел прочности на сжатие составляет 93,3 кгс/см2, у свежеприготовленных – 53,0 кгс/см2. Такая же картина наблюдается у выдержанных и свежеприготовленных образцов после водопоглощения (75,2 кгс/см2 против 24,0 кгс/см2, соответственно). Процент водопоглощения у выдержанных образцов составляет 0,0-11,63, кроме образца с комбинированным полимерным покрытием серии 1 (водопоглощение составляет 23,28%). Процент водопоглощения свежеприготовленных образцов составляет 4,8-15,1, что находится в хороших пределах. При этом образцы с полимерным покрытием и наполнителем микросилика (серия 3) и комбинированным полимерным покрытием серии 3 обладают минимальным водопоглощением (4,8%).
Автор
Ульева Г.А.
Меркулов В.В.
Епанешникова А.А.
DOI
https://doi.org/10.48081/POZA4679
Ключевые слова
синтез сополимеров
сополимер
полимер
полимерное покрытие
защитное покрытие
бетоны
наполнитель
диоксид титана
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
Ульева Г.А., Меркулов В.В., Епанешникова А.А. РАЗРАБОТКА ПОЛИМЕРНЫХ ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ЗАЩИТЫ НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ КОРРОЗИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - С. 372 – 389. https://doi.org/10.48081/POZA4679
Скопировано!
РАСЧЕТ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО ВРЕМЕНИ ОТСУТСТВИЯ РАДИОСВЯЗИ В СИСТЕМЕ СИРДП-Е
Аннотация
В данной статье рассмотрен метод расчета максимально допустимого времени отсутствия радиосвязи в системах интервального регулирования движения поездов на основе радиосвязи. На железнодорожной сети Республики Казахстан интенсивно внедряется система интервального регулирования движения поездов, функционирующая на базе канала радиосвязи последнего типа. В системе интервального регулирования движения поездов на базе радиоканала используются подвижные блок-участки. В настоящее время данная система функционирует на участках железной дороги дислоцированных на базе Акционерного общества «Национальная компания» Қазақстан темір жолы» Узень – Болашак (143 км), Жетыген – Алтынколь (280 км), Аркалык-Шубарколь (214 км), Шалкар – Бейнеу (471 км) и Жезказган-Саксаульская (517 км). Однако в настоящее время на железнодорожных участках, где введена в эксплуатацию система интервального регулирования движения поездов на основе радиосвязи, наблюдается большая потеря радиосвязи между центром радиосвязи и бортовой системой состава поездов. Чем дольше сохраняется потеря радиосвязи, тем большее негативное влияние поезда оказывают на выполнение графика движения. В этой связи одним из актуальных вопросов является установление максимального предела времени восстановления радиосвязи путем расчета максимально допустимого времени отсутствия канала радиосвязи в таких системах. Применяя на практике описанные в статье методы расчета, учитывая время, затрачиваемое на восстановление радиосвязи, можно рассмотреть возможность применения резервного канала связи на этот временной интервал для бесперебойной работы рассматриваемой системы.
Автор
Ж.Е. Шукаманов
Г.А. Сүлейменова
М.Б. Орунбеков
Л.Н. Есмаханова
Б.Б. Тлемисов
DOI
https://doi.org/10.48081/XMCL2311
Ключевые слова
межпоездной интервал
радиосвязь
блок-участок
базовая станция
интервальное регулирование
Год
2024
Номер
Выпуск 4
Для цитирования:
Ж.Е. Шукаманов, Г.А. Сүлейменова, М.Б. Орунбеков, Л.Н. Есмаханова, Б.Б. Тлемисов РАСЧЕТ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО ВРЕМЕНИ ОТСУТСТВИЯ РАДИОСВЯЗИ В СИСТЕМЕ СИРДП-Е // Научный журнал «Наука и техника Казахстана» - 2024 - №4 - 362 – 371 Б. https://doi.org/10.48081/XMCL2311
Скопировано!